Методика "Рисунок человека" широко используется при подготовке детей к школе. Этот тест хорошо выявляет олигофрению.
Материал для проведения методики: лист бумаги (А4), карандаш или ручка.
Основные стадии развития рисунка человека:
1.Предметный рисунок-ребенок рисует определенный предмет.
2.Стадия головонога (до 4-х лет). Количество черточек (руки/ноги) не ограниченно-это норма.
3.После 4-х лет в рисунке появляется туловище. В это время рисунок "падающий".
4.5 лет-вертикальный рисунок. Руки и ноги рисуются двойными линиями. Рентгеновские изображения-это норма. В 5 лет начинают появляться детали (волосы, одежда и т.д.)-это хороший признак развития ребенка.
Основные детали рисунка в 5 лет:
-Голова
-Туловище
-Руки
-Ноги
-Глаза
-Нос
-Рот
5.6 лет-ребенок рисует схему человека, т.е. ребенок "собирает" фигуру человека. Все основные части тела обозначены с деталями: брови, ресницы, волосы или шапка ,пальцы, ступни, одежда.
6.7 лет-младший школьный возраст. Пластичное изображение тела-части тела плавно перетекают друг из друга. Чем больше пластичность тела, тем больше развит ребенок.
После 12 лет можно говорить, соответствует ли ребенок психо-сексуальному развитию.
C 13-14 лет в рисунке отчетливо проявляются различия между мужчиной и женщиной.
Если в 18 лет человек рисует преувеличенные половые признаки, то это может говорить о психо-сексуальных проблемах.
Оценка изображений:
1.Основная деталь (голова, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза)- 2 балла.
2.Второстепенная деталь (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни или обувь)-1 балл.
3.Манера изображения:
-если схема (руки/ноги-палочки)- 0 баллов.
-если руки/ноги-двойные линии-2 балла
-если промежуточное изображение (схема и пластичность)-4 балла.
-если пластичное изображение-8 баллов.
Нормы:
Возраст |
Баллы |
3,6-4 |
4-13 |
4,1-5 |
8-18 |
5,1-6 |
14-22 |
6,1-7 |
18-25 |
7,1-8 |
20-26 |
8,1-9 |
22-27 |
9,1-10 |
23-28 |
10-11 |
24-30 |
11-13 |
25-30 |
13,1 > |
26-30 |
***
Органическое поражение головного мозга-качественно рисунок не страдает, но в рисунке появляются необычные детали-грубая ассиметрия рисунка: сильное смещение рисунка от центра листа, неудачное расположение рисунка-рисунок вылезает за край.
Искажение формы и пропорций тела.
Промахи-ребенок не может попасть в нужную точку:
Распад целостного образа:
|